Паломническая поездка на Святую землю: День восьмой

12.12.2016. И в последний день наша м. Евдокия сделала нам подарок – показала пустыньку Иоанна Предтечи, место его рождения. Недалеко от Горненской обители на территории католического монастыря находится пещерка с источником воды.

По преданию, здесь скала расступилась и укрыла праведную Елизавету с младенцем Иоанном от воинов Ирода, и здесь же забил источник. Праведная Елисавета с младенцем Иоанном продолжала жить в пещере, где вскоре скончалась. Святой Иоанн, охраняемый и питаемый ангелом, остался жить в этом пустынном месте. Неподалеку от пещерки и источника, чуть выше, находится место погребения праведной Елисаветы.

А потом мы посетили монастырь Святого Креста. Точное время основания монастыря неизвестно. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. С Грецией и Грузией связана история основания и процветания этого монастыря. Грузинская царица Тамар покровительствовала этому монастырю.

Согласно преданию, на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня. История древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов, которые оставили три своих посоха Аврааму. Лот, племянник Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лота против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – пинию-кипарис-кедр. Из этого дерева со временем и был сооружен Крест Христов.

В последний день нашего паломничества мы участвовали в  Божественной Литургии в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Горненском монастыре. Нас благословила настоятельница монастыря игумения Георгия, отцу Виктору сослужил отец Александр Зорин, мы причастились Святых Христовых Тайн. Перед отъездом в храме Казанской иконы Божией Матери помолились за чтением Акафиста Казанской иконе Божией Матери, о. Александр совершил помазание. Наше благодатное паломничество закончилось. Слава Богу за все.

Екатерина Пушкина

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Паломническая поездка на Святую землю: День седьмой

11.12.2016. На следующий день едем в сторону Тель-Авива, в город Лод (Лидда) – город Святого Георгия Победоносца. Христиане почитают этого древнего святого, воина, который изменил военной службе и выбрал веру, за которую поплатился жизнью. В храме находится гробница св. великомученика Георгия, мы помолились, приложились и о. Александр совершил помазание.

Далее – Яффа, подворье Русской Духовной Миссии во имя св. праведной Тавифы. На подворье РДМ был построен дом для русских паломников, прибывавших в Палестину по морю, разбит роскошный сад, возведен храм Апостола Петра и праведной Тавифы на месте ее воскрешения Апостолом Петром. Св. праведная Тавифа (славилась своим рукоделием) заболела и умерла совсем молодой и родные и близкие обратились с просьбой к Апостолу Петру прибыть к ним, Апостол не замедлил придти и воскресил Тавифу, при этом «многие уверовали в Господа», ведь Петр был учеником Христа. На Подворье нас приветливо и вкусно угостили чаем, медом, цитрусовыми. Лимоны и мандарины растут в саду на Подворье. Порт Яффа – практически пригород Тель-Авива, после Подворья мы оказались на смотровой площадке у Средиземного моря, погуляли по набережной и у воды.

Екатерина Пушкина

Паломническая поездка на Святую землю: День шестой

10.12.2016. На следующий день – Хеврон, это территория Палестины, мы были на Подворье Русской Духовной Миссии в честь Святых Праотцев. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин приобрел здесь участок земли, на котором произрастал обнаруженный им Мамврийский дуб (дуб Авраама), под которым, по преданию, Авраам принимал Бога. Дубу более 5 тыс. лет (!), он засох немного, но растет.

Движемся дальше по Иудейской пустыне в сторону Вифлеема. Там есть место, где пастухи увидели Ангелов, возвестивших о Рождестве Сына Божия. Это – поле Пастушков, под развалинами церкви находится пещерный храм с могилами пастухов. Далее – монастырь св. преподобного Феодосия Великого с древней пещерой, в которой останавливались волхвы с востока после поклонения Богомладенцу. В Иудейской пустыне, в каньоне реки Кедрон расположена лавра преподобного Саввы Освященного – действующий мужской монастырь, в котором подвизался преподобный Иоанн Дамаскин, там он нашел упокоение. В монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время (Типикон). За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь, в ожидании наших мужчин мы читали Акафист Савве Освященному.

И вот мы подъезжаем к Вифлеему, городу Рождества Христова. Он находится недалеко от Иерусалима, фактически граничит с ним. Храм Рождества Христова сохранился с древних времен, рядом с алтарем вход в вертеп, в котором родился Богомладенец. Мы прикладываемся сначала к иконе Вифлеемской Божией Матери, затем спускаемся в вертеп. Место Рождества Спасителя отмечено серебряной звездой, над ним устроен престол. Сбоку, спустившись немного, видим ясли, место пеленания, куда Богоматерь положила Своего Сына. Прикладываемся к святыням, молимся, читаем тропарь. Недалеко находится пещерный храм, в котором почивают останки убиенных Иродом Вифлеемских младенцев (14 000), первых святых мучеников за Христа.

Из Вифлеема возвращаемся в Горненский монастырь к вечеру и готовимся к ночной Божественной Литургии в Храме Воскресения Христова (Гроба Господня). Православные, армяне и католики поочередно служат Литургию на Гробе Господнем, мы отправились в Иерусалим в 23:00, Литургия началась в 1 час ночи и длилась до 3 часов. Мы все причастились Святых Христовых Тайн.

Екатерина Пушкина

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Паломническая поездка на Святую землю: День пятый

09.12.2016. В Иудейскую пустыню направились мы на следующий день, в город Иерихон – это уже Палестина. Иерихон – древнейший город мира, много раз упоминающийся в Библии. Но путь наш лежал в древний монастырь Хозевитов, до которого мы добирались пешком по узкой дороге вдоль ущелья.

Монастырские постройки с древними храмами висят, как ласточкины гнезда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов. В монастыре мы приложились к мощам св. Георгия Хозевита, который был настоятелем монастыря в древности. В одной из пещер, по преданию, св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду. Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней о даровании ребенка. Затем мы спускаемся в Иерихон и посещаем монастырь пророка Елисея. Там есть смоковница, на которую влез низкий ростом мытарь Закхей, чтобы увидеть Спасителя («дерево Закхея»). В этот же день мы поднимаемся на гору Искушений (Сорокадневную гору). В пустыне Христос молился и постился 40 дней и ночей, а с вершины горы диавол показал Спасителю все царства вселенной. На полпути к вершине находится монастырь Искушения, там престол расположен над камнем, на котором  молился Господь. Мы могли приложиться ко всем этим святыням. В Иерихоне мы посетили Подворье Русской Духовной Миссии во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где нас гостеприимно встретили и напоили чаем. Возвращаясь из Иерихона в Иерусалим, мы заезжаем в местечко Вифания, где жил друг Иисуса Христа Лазарь. Сестры Лазаря Марфа и Мария сообщают Спасителю и смерти брата. Господь идет ко гробу Лазаря и воскрешает четверодневного. Мы спустились глубоко в гробницуЛазаря по каменным ступеням.

Екатерина Пушкина

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Паломническая поездка на Святую землю: День четвёртый

08.12.2016. Путешествие по Галилее продолжалось. Мы поднимаемся на живописный зеленый холм, гору Блаженств, где Христос произнес Свою Нагорную проповедь. Читаем Евангелие от Матфея, 9 заповедей блаженства.

Ощущаем благодать Божию, описать душевное состояние паломников невозможно. Недалеко, на берегу Галилейского моря (озера), находится место, где Христос чудесным образом насытил 5 тысяч человек. Это Табха, здесь сооружена католическая церковь в честь «Умножения хлебов и рыбы». А потом спускаемся к Галилейскому морю, бродим босиком по воде!  Далее нас ждет Капернаум, город на берегу Галилейского моря, в котором Господь продолжал творить чудеса, в том числе исцелил расслабленного, спущенного через разобранную кровлю дома. Сейчас мы увидели руины города, следы археологических исследований. На месте дома, где был исцелен расслабленный, стоит православный (греческий) храм во имя Двенадцати Апостолов. В этот же день мы оказались в долине реки Иордан, на месте Крещения Христа Иоанном Предтечей. В этом месте по реке Иордан проходит граница с Иорданией, так что на противоположном берегу реки мы видели иорданских паломников, окунающихся в воды. Мы также после молитвы окунулись в Иордан с троекратным погружением. Ниже по течению реки Иордан находится монастырь св. Герасима Иорданского, в храме один из приделов посвящен преп. Марии Египетской, подвизавшейся в этой пустыне. Когда мы вечером вернулись в Горненский монастырь, в пещерном храме Рождества Иоанна Предтечи отец Александр отслужил Литургию (в 23:30). Мы, паломники, и некоторые сестры монастыря исповедовались и причастились.

Екатерина Пушкина

Паломническая поездка на Святую землю: День третий

07.12.2016.А на следующий день мы выехали в Галилею, в Назарет. Здесь произошло Благовещение Пречистой Девы Марии, здесь Иисус Христос провел Свои детские годы. На месте дома Пресвятой Богородицы сейчас католический храм, в нем есть место горницы Святой Девы Марии.

Центральное место Назарета – источник Девы Марии. По преданию, первое благовестие произошло именно в этом месте, но Святая Дева смутилась словам Архангела, и остальная беседа произошла после Ее возвращения домой. Ранее источником пользовались жители Назарета, теперь же – это святыня для паломников и для нас тоже, мы набрали воды из Святого источника. Именно отсюда Святая Дева «со тщанием» отправилась к Праведной Елисавете в Горняя, в то место, где в Горненском монастыре поселилась наша паломническая группа.

А затем мы поднялись (на микроавтобусе) на гору Фавор. Здесь Господь беседовал с пророками Моисеем и Илией. Здесь же апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Преображение Спасителя и услышали голос Отца Небесного. Здесь апостол Петр предложил Христу устроить три кущи и остаться, а мы смогли увидеть три символические палатки-кущи. Кана Галилейская находится по пути из Назарета в Тверию, Это место, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив воду в вино. Чудо произошло на браке в доме св. апостола Симона Кананита. Много чудес сотворил Господь в Галилее. В этот же день мы побывали в Магдале, где сейчас находится Подворье Русской Духовной Миссии во имя св. равноапостольной Марии Магдалины. На территории обители находится храм св. Марии Магдалины и три святых источника (св. Марии Магдалины, радоновый и от болезней глаз), в которые мы окунулись. А вечером мы разместились в прекрасном паломническом доме Русской Духовной Миссии в Тиверии, известном также как «Дом со сводами», на берегу Галилейского озера, там мы ночевали.

Екатерина Пушкина

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Паломническая поездка на Святую землю: День второй

06.12.2016. Далее – посещение Иерусалима, Старого города. Мы были на месте рождества Девы Марии недалеко от Овчей купели. Именно здесь Праведная Анна родила Пречистую Отроковицу. В древности на этом месте был построен храм, остатки мозаичного пола видны и сейчас. Овчая купель (Вифезда) – это остатки ушедшего под землю водоема, к которому мы спускались по крутым каменным ступеням. По Евангелию, вокруг купели лежало множество больных, хромых, слепых, ожидающих движения воды, которую возмущал Ангел Господень. Именно здесь Иисус излечил расслабленного, лежавшего у воды 38 лет.

Потом нам предстояло пройти по Крестному пути, мы купили кресты и двинулись в путь. Началом Крестного пути считают «Львиные» ворота, затем – древняя тюрьма, где в темнице содержался Христос перед Своими Страстями. Мы видели каменную скамью с отверстиями для ног. Близко от темницы Христа в подземном каземате содержался и Варрава. После вынесения приговора на Христа возложили Крест и начался Крестный путь. Мы делали остановки на местах встречи с Симоном Киринеянином, помогавшим нести Крест, на месте встречи с женщиной (Вероникой), отершей с лица Спасителя кровь. Далее – Александровское подворье Русской Православной Церкви, расположенное у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование. Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Александровское подворье примыкает к храму Гроба Господня, куда мы и вошли. Гора Голгофа находится теперь внутри храма Воскресения. Место распятия – это отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь можно прикоснуться к самой Голгофе, мы прикладывались к этому месту. После смерти Иисуса Христа Его Тело было снято с Креста и помазано ароматами на Камне Миропомазания, к которому мы тоже прикладывались. Приготовленное к погребению Тело Спасителя было положено в погребальную пещеру, теперь это – часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия. Мы приложились к мраморной плите, которая, по преданию, покрывает место, где три дня покоилось тело Спасителя. Словами описать наши ощущения трудно.

Еще мы посетили место Тайной вечери, Сионскую горницу. Считается, что Господь совершил омовение ног Своим ученикам в Сионской горнице; после Вознесения Господа на Елеонской горе здесь же произошло сошествие Святого Духа на святых апостолов.

Екатерина Пушкина

Паломническая поездка на Святую землю: День первый

1-й день, 05.12.2016. Поездка наша началась прибытием в аэропорт Тель-Авива 5 декабря в 04:45 по моск. времени, после чего, погрузившись в автобус, мы двинулись в Иерусалим. Нас встретила и сопровождала всю поездку м. Евдокия из Горненского монастыря, и первое, что она показала нам – панораму Иерусалима, открывающуюся с Елеонской (Масличной) горы.

Именно со склона Елеонской горы, глядя на Иерусалим, Христос оплакал будущую участь Святого града. Так Евангельские события сопровождали дальше наше путешествие постоянно. И вот мы в Гефсиманском саду, в нем сохранились оливковые деревья возрастом свыше 2 тыс. лет. Храм Успения Богородицы находится там же, над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.  Недалеко от Гробницы Пресвятой Богородицы в зелени расположен русский женский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины (росписи в храме кисти В.Верещагина), здесь находятся мощи преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Затем – русский Спасо-Вознесенский женский монастырь, на территории которого находится место, где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место обретения Главы Иоанна Предтечи. Недалеко – место Вознесения Господня. Здесь стоит часовня, внутри которой  – камень, на котором отпечатались стопы Его ног («стопочка» на месте Вознесения). И все эти святыни – на Елеонской горе! Мы прикладывались к святыням, читали Евангелие, тропари и Акафисты, о. Александр совершал помазание. Так благодатно началось наше путешествие по Святой земле. А местом нашего жительства стал Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии, расположенный в 7 км от Иерусалима.

Горняя – это родина св. Пророка Иоанна Крестителя и место встречи Пресвятой Девы со св. Праведной Елисаветой. Сюда из Назарета после Архангельской Благой вести пришла («со тщанием», без промедления) Пречистая Дева, чтобы открыть своей родственнице праведной Елисавете Небесную тайну. Этому событию посвящена икона «Целование Божией Матери с праведной Елисаветой». У подножия горы Святого места встречи и сейчас струится родник, сюда за водой приходила Пречистая Дева, и мы брали воду из него. Здесь она гостила три месяца и вернулась в Назарет. И в этом благодатном месте мы жили девять дней.

Екатерина Пушкина

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Спектакль «Святой отрок» о детстве преподобного Сергия Радонежского

27 ноября 2016 года воспитанники Воскресной школы храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане выступили перед прихожанами с литературно-музыкальным спектаклем по повести Лидии Чарской «Святой отрок», посвященном детству преподобного Сергия Радонежского.

О постановке литературного спектакля о детстве преподобного Сергия Радонежского по книге Лидии Чарской «Святой отрок»

Несколько лет назад мне подарили книгу Лидии Чарской «Святой отрок», повествующую о детстве преподобного Сергия Радонежского. Скромное издание, в мягком переплете оказалось в моей бездонной сумке, какие бывают у многодетных мам. Оно прибывало там до той поры, пока мы не отправились на машине всей семьей загород. Книга была извлечена из глубин моей сумки для того, чтобы как-то развлечь притомившихся, ноющих чад.  И тут душноватый салон нашего автомобиля наполнила дивная музыка неспешной, широкой, образной, яркой, задушевной русской речи. За окном проносились бескрайние зеленые поля, вдали мелькали холмы и перелески, а мы читали: «Голубой, радостный и светлый день. Прозрачным синей глубиной морем кажется небо и лазоревым заповедным – озером там, высоко вдали. А земные хрустальные озера и реки отражают небеса. И мнится: два неба, два озера, два моря – внизу и вверху». И еще «Матушка, родименькая, любимая! Что ж такое, голубушка моя, матушка», — это отрок Варфоломей так обращается к своей маме. А она ему в ответ ласково: «Что, желанный, что Варфушка, душенька ангельская?» Часто ли мы слышим такие слова?! И еще реже произносим подобное!

И тут с нашей гомонливой семьей произошло маленькое чудо. Мы, всегда спешащие, суетливые, нетерпеливые, погрузились в простую, искреннюю, добрую атмосферу семьи святых людей. (Трое из членов этой семьи прославлены в лики святых: преподобный Сергий Радонежский, преподобные Кирилл и Мария, его родители.) Нас захватила атмосфера, созданная автором книги: плавная речь, подробные описания природы, исторических событий, происходящих тогда, чувств и переживаний героев, их отношений друг с другом, их твердая устремленность к Богу во всех обстоятельствах жизни.

После такой неожиданной и глубокой встречи с семьей великого Святого, так близкого всем русским детям, возникло желание поставить спектакль по произведению Лидии Чарской. Очень хотелось, чтобы воспитанники Воскресной школы прикоснулись к жизни семьи преподобного Сергия, к той исторической эпохе, к красоте устаревшего для современного слуха русского языка.

Созданный стараниями воспитанников Воскресной школы и их родителей спектакль стал литературно-музыкальной постановкой. Прежде всего, ее задачей виделось донести до зрителей замечательный текст повести. Но поскольку дети, принявшие участие в спектакле, не профессиональные актеры, далеко не каждому легко дается искусство художественного слова, литературное чтение перемежалось с элементами игры, танцев и песен.

Для того чтобы можно было более наглядно представить времена преподобного Сергия, быт той эпохи, сюжеты, разыгрываемые на сцене, было подготовлено видео сопровождение спектакля.

Отрадно, что в воплощении в жизнь постановки о преподобном Сергии деятельно участвовали родители юных актеров: они шили костюмы, готовили декорации, подбирали музыкальное сопровождение и даже сочиняли стихи. Накануне премьерного показа, 27 ноября, была составлена и напечатана программка спектакля с перечислением всех действующих лиц и исполнителей, и всех трудившихся над созданием спектакля.

Слава Богу за то, что Он даровал нам совершить этот Дело! Очень надеемся на то, что труд над постановкой спектакля о преподобном Сергие стало полезным и спасительным  для всех участников.

Мария Зорина, директор Воскресной школы храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане.

 

Накануне престольного праздника Казанской иконы Божией Матери на территории храма были установлены новые кованые ворота, которые будут являться подлинным украшением и продолжением архитектурного ансамбля нашего храма.