Для наиболее успешного ведения православной миссии сегодня необходимым представляется обращение к историческому опыту миссионерства. Поскольку одной из наиболее значимых страниц в истории православной миссии в России является миссия в отношении старообрядчества, автор статьи обращается к этой теме на примере миссионерской деятельности святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, как одного из наиболее известных иерархов XIX столетия. Необходимо отметить, что с начала XIX века главным средством миссионерского воздействия на старообрядчество было единоверие – единение старообрядцев с Православной Церковью при условии сохранения ими старого обряда. Однако, получив официальное признание со стороны высшей церковной власти, возможность сохранения старого обряда в церковной жизни, тем не менее, не всегда находила должное понимание на местах. Так, известный ставропольский миссионер XIX века священник С. Нильский отмечал, что, по его мнению, «разности у единоверия с Церковью не обрядовые только, а касающиеся веры, и потому суть прямо заблуждения и погрешности». Деятельность митрополита Московского Филарета в качестве правящего архиерея была неизменно направлена на формирование терпимого отношения к старому обряду в церковной среде. Он сам достаточно часто совершал богослужения в единоверческих храмах, а также освящал новопостроенные, чтобы показать, что ни в коей мере не считает единоверцев раскольниками. В проповеди, произнесенной в Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище, святитель Филарет подчеркивал, что «где … есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?» Допустимость употребления старого обряда со стороны единоверцев московский митрополит отстаивал также перед обер-прокурором Святейшего Синода Д.А. Толстым, которому писал: «справедливо и осмотрительно проклятие произнесено на противящихся и хулящих православную церковь, но не на их обряды». Кроме того, в подтверждение своей мысли святитель Филарет обращается к истории: «Во времена пяти первых Российских Патриархов Восточные иepapxи, посещая Москву, видели эти обряды и не протестовали против них». Благодаря покровительственному отношению к единоверию со стороны митрополита Филарета в годы его первосвятительства в Москве неуклонно возрастало количество старообрядцев, перешедших в единоверие. Необходимо отметить, что святитель Филарет проявлял допустимое снисхождение к православным, на короткое время перешедшим в старообрядческие согласия. Если человек уклонялся в раскол «без перекрещивания», митрополит Филарет находил возможным воссоединение с Церковью через исповедь, избегая при этом положенных по законам того времени долгих бюрократических процедур.  Взвешенный подход в этом вопросе также несомненно способствовал успеху православной миссии в отношении старообрядцев. Представленные в статье примеры успешного миссионерства, по мнению автора, являются актуальными и в наши дни. Особенно важно сегодня понимать, в каких вопросах при осуществлении миссии важна бескомпромиссность, а в чем все же следует избегать неразумного ригоризма. От правильных ответов на поставленные вопросы напрямую зависит успех современной миссионерской деятельности.

Сергей Викторович Оснач.

 

На фото:

Никольская церковь на Рогожском кладбище.

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)